Пояс из Зевакино

Пояс из Зевакино (рис. 43, 14) украшен бронзовыми подпрямоугольными пластинчатыми бляхами, прикрепленными к ремню миниатюрными бронзовыми гвоздиками с округлой шляпкой. Гвоздики располагались попарно на концах пластины. Завершался пояс железной округлой пряжкой с подвижным язычком. Канаттасский пояс (рис. 33) украшен серебряными прямоугольными пластинками, прикрепленными к ремню миниатюрными серебряными гвоздиками с круглой, выпуклой шляпкой, которые пробивали пластину на концах. Завершался пояс серебряной прямоугольной пряжкой с подвижным язычком.

Это довольно характерный тип поясов, встречающийся в памятниках поздне- и постгуннского времени (Кубей, Кызыл-Койнар-Тобе) [Засецкая, 1994. Табл. 46, 5]. Два подобных пояса обнаружены в курганах 356 могильника Алтынасар 4л и 365 могильника Алтынасар 4о [Левина, 1996. Рис. 133]. По аналогам в коллекции поясной гарнитуры (Безводинский, Верх-Саинский, Острый Мыс, могильник у Лермонтовой горы и др.) они датируются в пределах V-VI вв. [Гавритухин, 1996. С. 133. Рис. 5; Гавритухин, Малашев, 1998. С. 53, 54. Рис. 3].

К предметам украшений относятся три налобные диадемы из комплексов Коктал, курган 19 Канаттас, Солончанка I (рис. 32; 52, 11). В одном случае (Солончанка I) в центре сверху располагался треугольный (коронарный) выступ. Подобная диадема с аналогичным элементом украшения была обнаружена в кургане 2 у станции Шипово [Засецкая, 1994. Табл. 42, 1]. Наружная поверхность диадем украшена вставками из стекла и полудрагоценных камней красных тонов (гранаты, халцедон, альмандин), пространство между ними дополнительно украшено выполненными зернью треугольниками и ромбами, внешний край декорирован тисненым узором в виде косички. Диадемы, фрагмент накладной пластины на колчан, бронзовые и золотые накладки со вставками из кургана 1 комплекса Солончанка I представляют собой характерный набор предметов полихромного стиля. Вопрос датирования памятников с полихромными изделиями требует особого рассмотрения.

Материалы комплексов с изделиями, выполненными в полихромном стиле, были отнесены к особым хронокультурным группам: А. К. Амброзом — к III степной группе VI-VII вв. [Амброз, 1989. С. 66-67], И. П. Засецкой — к особой «восточной» группе степных памятников — ХГ 1а, б конца IV — начала VI вв. [Засецкая, 1994. С. 122-126]. Последним автором также отмечен ряд особенностей в форме, деталях орнаментации и технике исполнения полихромных изделий, происходящих.

Комментарии запрещены.